Новости

Преимущества дистанционного повышения квалификации
Преимущества дистанционного повышения квалификации
Кому необходимо подтверждать квалификацию в области электробезопасности
Кому необходимо подтверждать квалификацию в области электробезопасности
Новые требования к специалистам по пожарной безопасности
Новые требования к специалистам по пожарной безопасности
Важные изменения законодательства с 1 сентября 2025 года
Важные изменения законодательства с 1 сентября 2025 года
С 1 сентября 2025 г. утверждены новые особенности проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта, работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений и других работников.
24 июня 2025
Какие требования к квалификации предъявляются при назначении на должность специалиста по охране труда в 2025 году
Какие требования к квалификации предъявляются при назначении на должность специалиста по охране труда в 2025 году
Порядок применения профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» и «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» разъяснил Роструд. (Ответ Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ" (июнь 2025 г.)). Согласно ст. 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой указанной статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н, устанавливает следующие требования к квалификации специалиста по охране труда: - специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет; - специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года; - специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет. В соответствии с п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях. Согласно п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Приказом Минтруда РФ от 22.04.2021 N 274Н утвержден профессиональный стандарт Специалиста в области охраны труда. Раздел 3.1. Требования к образованию и обучению: высшее образование - бакалавриат или высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2025 г.
24 июня 2025
Педагогическим работникам запретили повышать квалификацию в частных образовательных организациях
Педагогическим работникам запретили повышать квалификацию в частных образовательных организациях
С 1 сентября 2025 года вступают в силу поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Изменения касаются получения педагогическими работниками дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и по программам профессиональной переподготовки (см. Федеральный закон от 21 апреля 2025 г. № 86-ФЗ). Данный Федеральный закон вносит изменения в статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: 1) пункт 11 части 1 статьи 3 изложить в следующей редакции: "11) поддержка различных форм образования и самообразования с учетом интересов и потребностей человека, потребностей государства и общества, содействие развитию конкуренции в сфере образования;"; 2) статью 47 дополнить частями 51 и 52 следующего содержания: "51. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников по направлению работодателя осуществляется по программам повышения квалификации по профилю педагогической деятельности или по программам профессиональной переподготовки для приобретения новой квалификации в области педагогической деятельности или управления образовательными организациями. 52. Дополнительное профессиональное образование лиц, не являющихся педагогическими работниками, в целях занятия ими педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам, а также дополнительное профессиональное образование педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность по основным общеобразовательным программам, осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учредителями которых (или одним из учредителей) являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, государственная корпорация или государственная компания либо в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, образовательных организациях, расположенных в федеральной территории "Сириус", организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территориях инновационного центра "Сколково", инновационных научно-технологических центров, в общероссийских спортивных федерациях (в части дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта).". Статья 2 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года. 2. Положения части 52 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не распространяются на лиц, имеющих документ о дополнительном профессиональном образовании, полученный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и на лиц, принятых на обучение по дополнительным профессиональным программам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
24 июня 2025